В подготовке "Островов" - 2020 участвовали ведущие музейные эксперты России

Как «встроить» гаджеты в музейный маршрут? Как музеям работать в эпоху пандемии? Зачем музею принимать участие в межмузейных детских проектах? Как непривычная аудитория меняет экспозицию, а музейное пространство объединяется с морским побережьем. Как «разговорить» предмет и выстроить диалог между музейными «физиками» и «лириками»?
Эти и массу других вопросов обсуждали калининградские музейщики во время серии образовательных вебинаров. Ведущими вебинаров стали лучшие музейные эксперты России из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Эстонии.

Программа вебинаров в этом году состояла из 4 секций:
"Музей детям"
"Горизонтальный музей"
"Открытый музей"
"Парадоксальный музей"

Первую часть секции «Музей детям» взяли на себя коллеги из Эстонии, авторы и «воплощатели» детского межмузейного фестиваля “Avatud mänguväljad” или “Открытые игровые пространства”. Эстонский фестиваль - брат-близнец калининградских "Островов" и "Детских дней" Петербурга: ориентирован на детей и молодежь, проходит в дни осенних каникул, есть маршрутные листы для разных возрастов. Две важных особенности этого фестиваля: он объединяет музеи по всей Эстонии (!), а еще, проходит сразу на двух языках - русском и эстонском. Во время вебинара делились принципами работы в команде и спецификой работы музеев в условиях карантина.

Вторую – коллеги с Дальнего Востока. Здесь тоже есть свое межмузейное событие под названием "Наука в путешествии. ПриМорье". 5 естественнонаучных музейных институций объединились и создали большую семейную игру-путешествие, соединив одним маршрутом морское побережье и городские музеи. Говорили о вовлечении в проект местного сообщества и внедрении онлайн технологий.

Секцию «Горизонтальный музей» посвятили работе с музейными фондами. В 2014 году московский Политехнический музей открыл свои богатейшие фонды для посетителей. Так появилась новая программа "Открытая коллекция". Первый спикер Олеся Семёнова - главный хранитель Политеха - рассказала о значении командной работы в создании актуальных музейных проектов и поделилась опытом вовлечения хранителей в проектную работу отделом музейной педагогики. Анна Щербакова - второй спикер вебинара представила методику - 10 основных шагов - работы с музейными фондами.

"Открытый музей" – это разговор о музейных программах для детей с особыми потребностями здоровья. Как работать с такими важными, но непростыми посетителями? Как выстраивать диалог между музейным педагогом и ребенком с особенностями, педагогом и родителем этого ребёнка. Нужны ли вообще "особым" детям музеи? Ведущими этой секции стали Елена Хасанова - специалист по инклюзивному развитию Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева и Евгения Хилькевич - социальный педагог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.

Секцию «Парадоксальный музей» провела Мария Пироговская - антрополог, доцент, преподаватель Европейского Университета Санкт-Петербурга, постоянный автор научно-образовательного портала Arzamas. Говорили о том, как и зачем появилась антропология, что такое антропология повседневности и как можно использовать антропологические знания при построении музейных активностей.

Вишенкой на музейном образовательном торте стала видеоконференция с участием Михаила Клецкого. Клецкой - ученый-химик, который создал уникальную методику преподавания, чтобы показать, что наука может быть наглядной и увлекательной. Его проект "Человек изобретающий" стал лучшим реализованным проектом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2010 года.

Часть спикеров продолжила сотрудничество с «Островами» уже в роли кураторов музейных маршрутов.